Эволюция кино от аттракциона к искусству. И обратно.
Из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк. В.И.Ленин.
Российское кино переживает жесточайший кризис. На сегодняшний день закрыто более 30% кинотеатров. Причина банальная – нечего показывать. Да и не мудрено – почти 80% кинорепертуара составлял Голливуд. Голливуд ушел – и рухнул кинопоказ. Прокатчики вспомнили, что есть кинематограф и в других странах – в Китае, Индии, Латинской Америке. Но тут тоже все не просто. Во-первых – это время. Найти, договориться, дублировать, отрекламировать. Во-вторых, и это более важно – вкусы наших кинозрителей (молодых по преимуществу) последние 30 лет формировались (и деформировались) именно Голливудом, и заставить его смотреть кино, сделанное в иной культурной парадигме, достаточно сложно. А что отечественное кино? К сожалению, за те 30 лет, что оно существует, оно так и не стало инструментом идеологии и источником государственных доходов. Напомню, что в СССР кинематограф был третьим по важности источником пополнения бюджета. Правительство, осознав масштаб бедствия, планирует влить в кино почти 15 млрд. рублей. Но пойдет ли в коня корм? Проблемы российского кино не только в недостаточном финансировании. Они носят системный характер. Но здесь хочется сделать небольшое отступление. Исторический экскурс, который поможет объяснить нынешнюю ситуацию, не только российскую, но и мировую.
Думаю, братья Люмьер, снимая на свою первую кинокамеру «Прибытие поезда», даже не подозревали, что их забава станет главным искусством ХХ века. Тем более, что публика тоже поначалу относилась к синематографу, как к аттракциону. Но младенец оказался на диво жизнестойким и проворным и рос не по дням, а по часам. Уже через несколько лет Мельес сделал «Полет на Луну», пошли первые экранизации, Бастер Китон, братья Маркс, Чарли Чаплин, Гриффит снял «Рождение нации», и стало понятно, что это уже серьезно.
И кино стремительно стало превращаться в инструмент идеологического воздействия на массы. Под эту задачу была выстроена крупнейшая фабрика в мире по промывке мозгов – Голливуд, а в разрушенной войной России Эйзенштейн, Пудовкин и Дзига Вертов поставили свое искусство на службу большевикам.
Но я сейчас не про идеологию. А про сам инструмент. Кино, как уже было сказано, развивалось стремительно. Уже в 30-е гг. в кино пришел звук, чуть позже цвет. От широких мазков, от сильных страстей и яркого проявления чувств кино научилось показывать тонкие чувства, нюансы и даже сны, мечты и подсознание. Считаю, что в 60-е гг. прошлого века кино достигло своей вершины. Как искусство – это время Феллини, Вайды, Куросавы, Тарковского, Бергмана, Трюффо и других гениев. И именно в это время явно обозначился раскол кино на две категории – кино элитное, «фестивальное» (сейчас его называют арт-хаус) и массовое, коммерческое.
Очевидно, куда потекли деньги продюсеров. И куда потекли технологические новинки: стерео, долби, наконец, компьютер. И когда в кино пришел компьютер, начался обратный отсчет – кино стало стремительно возвращаться назад, к аттракциону.
Искусство уступило место ремеслу, технологиям. Надо чтобы было быстро, ярко, громко. Гонки, стрельба, драки, секс – и побольше. Апофеозом «технологичного» кино стал «Аватар», ставший рекордсменом кассовых сборов. Но и «Аватар» в силу определенных художественных достоинств и претензий на смысл не стал мейнстримом. Мейнстримом стал «Марвел» — экранизации комиксов, практически лишенных смыслов, но нагруженных действием. И именно «Марвел» сегодня диктует мировую моду, с которой вынуждены считаться даже большие режиссеры.
Ну, например, Нолан (я, правда, считаю его скорее модным, чем большим) снимает «Довод», фильм с большими претензиями на некие прозрения и откровения, но по сути пустой и держащий внимание лишь за счет экшена и спецэффектов.
И возникает резонный вопрос – эта эволюция кино является следствием тотальной дебилизации населения планеты, или дебилизация населения как стратегическая задача решается в том числе и с помощью «марвеловского» кино? Для меня ответ очевиден.
После Пражской и Парижской весны 1968 года и подавления «революции сознания» западные элиты озаботились повышением стабильности и управляемости собственного населения через снижение пассионарности. Инструментами стали политкорректность, толерантность и т.п. А при низкой пассионарности возможен лишь один образ жизни – потребительский, по сути, растительный. И Голливуд был могучим инструментом формирования нового социума.
Российский кинематограф так и не стал ни реальным инструментом воспитания государственной идеологии (за отсутствием таковой), ни коммерчески успешным (из-за низких художественных достоинств и низких бюджетов, несопоставимых с Голливудом. Один «Аватар» стоит столько, сколько все российское кинопроизводство за год).
Не деньгами едиными живо искусство. Да, мы пока не можем конкурировать с голливудскими блокбастерами, а попытки делать это имеют жалкий вид. Советское кино, имевшее мировой резонанс, было сильно идейным наполнением, яркими характерами, было сильно гениальными режиссерами, операторами, актерами. Но российское кино все это растеряло. За все 30 лет успешными можно считать лишь «бандитские» сериалы и комедии. Ничего более значительного мы так и не создали.
Российское кино, оставаясь маргинальным, пытается копировать Голливуд. «Чумной доктор» — просто калька голливудского комикса, «Капитан Волконогов» — микст комикса с фестивальным кино, «Карамора» — микст кича и альтернативки. Но все это не имеет ничего общего с национальным кино.
И те средства, которые нынче выделены для спасения кинопроизводства и кинопроката, будут потрачены (и украдены, как водится) столь же бездарно, если кинопроцессом будут руководить те же люди, а атмосфера в киносообществе оставаться столь же гнилой, как и до сих пор.
Выскажу крамольную мысль – если деньги на кино дает государство, то оно и должно нести ответственность за конечный результат, осуществляя контроль за художественным процессом. Цензура?! Хотя бы элементарная редактура, чтобы нам за наши же деньги не впаривали откровенно антироссийское, антинациональное «зрелище». И, возможно, начнется обратная эволюция – от аттракциона к искусству.
И в завершении скажу еще одно. Любой кризис – это шанс. Сейчас, когда площадка проката освободилась от голливудской продукции, у отечественного кино есть шанс поднять необходимые для дальнейшего производства сборы. Это с точки зрения коммерческой эффективности российского кинобизнеса. А с точки зрения государственной – это шанс для воспитания и формирования новой, патриотической идеологии. И дай Бог мудрости нашим руководителям этот шанс не упустить.
Телеграм-канал «Грейнджеры»
Свежие комментарии